Бронеавтомобиль Даймлер Mk I

Бронеавтомобиль Даймлер Mk I

Боевая масса, т: 7,62;

Экипаж, чел.: 3;

Габаритные размеры, мм: длина – 3965, ширина – 2440, высота – 2235, колесная база – 2591, дорожный просвет – 405;

Бронирование, мм: лоб башни – 16, маска пушки – 16, борт башни – 14, крыша башни – 8, лоб корпуса – 14, борт корпуса – 10, корма корпуса – 16, крыша корпуса – 8, днище – 7;

Вооружение: 2 - фунтовая (40 - мм) пушка OQF Mk IX, один 7,92-мм пулемет «Беза», один 7,7-мм пулемет «Брен»;

Боекомплект: 52 выстрела, 2700 патронов калибра 7,92 мм, 500 патронов калибра 7,7 мм;

Двигатель: «Даймлер» 27, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4095 см3, мощность 69,8 кВт при 3600 об/мин;

Удельная мощность, кВт/т: 9,16;

Максимальная скорость, км/ч: 80;

Запас хода, км: 328;

Преодолеваемые препятствия: брод, м - 1,21 (с подготовкой)

Из всех британских колесных бронеавтомобилей принимавших участие в боевых действиях второй мировой войны, наиболее удачным считается пушечный бронеавтомобиль «Даймлер», разработанный в 1939 году на базе разведывательного бронеавтомобиля «Даймлер Динго». Сходство между обеими бронемашинами бросается в глаза, стоит лишь поставить их рядом. Одинаково приземистые и компактные с многогранными корпусами, в плане машины имеют прямоугольную, близкую к квадрату форму.

Сварной несущий корпус бронемашины «Даймлер» Mk I выполнялся из стальных броневых листов толщиной 16 мм, которые устанавливались под значительными углами наклона, что увеличивало их пулестойкость и обеспечивало защиту трех человек экипажа от пуль стрелкового оружия и мелких осколков снарядов и мин. Шасси, как такового, бронеавтомобиль «Даймлер» не имел все узлы и агрегаты ходовой части крепились непосредственно к бронекорпусу машины, усиленного в соответствующих точках. Двигатель располагался в задней части корпуса, под бронекапотом, верхние плиты которого были установлены под некоторым углом друг к другу.

В передней части корпуса между передними колесами располагался пост управления. Благодаря такому расположению рабочего места водитель бронемашины имел удовлетворительный, хотя и несколько ограниченный обзор. Это особенно чувствовалось при закрытой крышке люка.

В средней части корпуса находилось боевое отделение с башней кругового вращения, где размещались два члена экипажа командир машины и наводчик. Первоначально башня была рассчитана на оснащение двумя 7,7-мм пулеметами или 12,7-мм и 7,7-мм пулеметами. Однако все серийные машины получили башню, которая была почти точной копией башни легкого танка «Тетрарх». Ее вооружение состояло из 2-фунтовой (40-мм) пушки OQF Mk IX с начальной скоростью бронебойного снаряда 848 м/с, который на дальности 450 м пробивал 57-мм броневую защиту, установленную под углом 30° и спаренного с ней 7,92-мм пулемета «Беза». Кроме того, в корпусе бронемашины перевозился 7,7-мм пупемет «Брен», использовавшийся при необходимости в качестве зенитного. Это решение позволяло «Даймлеру» обеспечивать как собственную защиту, так и выполнять поставленные перед ним задачи. В качестве средства связи в башне устанавливалась радиостанция № 19. С правой стороны на башне монтировались 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм, которые позволяли ставить перед машиной дымовую завесу для облегчения выхода из под огня противника.

К середине войны 2-фунтовая пушка окончательно устарела и не могла сравняться с новыми противотанковыми пушками более крупного калибра, установленными на немецких бронемашинах. Для улучшения боевых качеств 2-фунтовой пушки было принято решение оборудовать ее устройством «Литтл Джон», разработанным в 1940 году чешским конструктором пушек Янечичем и увеличивавшим начальную скорость снаряда до 1200 м/с. Однако это решение лишь частично снимало проблему, так как пушка с адаптером «Литтл Джон» могла стрелять только бронебойными боеприпасами и машина теряла часть тактической гибкости, которую давало использование боеприпасов различного типа. Достаточно большой угол возвышения пушки позволял легко поражать цели располагавшиеся на возвышениях, а также в зданиях городской застройки.

В кормовой части корпуса в моторном отделении устанавливался шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Даймлер» 27 с рабочим обьемом 4095 см3, который развивал мощность 69,8 кВт (95 л. с. ) при 3600 об/мин что позволяло 7,6-тонной машине двигаться по дорогам с максимальной скоростью 80 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили: пятискоростная коробка передач с предварительным выбором передач. реверсивная раздаточная коробка с простым дифференциалом, четыре карданных вала, колесные редукторы и гидравлические дисковые тормоза на все колеса. От раздаточной коробки вращательный момент передавался на каждое колесо с помощью индивидуального карданного вала Независимая подвеска с высокими пружинными амортизаторами обеспечивала постоянное соприкосновение с грунтом всех четырех колес независимо от их взаимного расположения.

На колесах использовались шины размером 10,50-20. Бронемашина имела короткую колесную базу и широкую колею, что делало ее очень компактной, устойчивой и поворотливой. В случае необходимости вести «Даймлер» мог командир машины, используя для этой цели второе рулевое управление, расположенное в задней части башни, однако переключать передачи и управлять газом должен был все же водитель бронемашины.

Для усиления огневой мощи 5 бронемашин были вооружены 76-мм гаубицей. Эта модификация получила обозначение «Даймлер» Mk I CS.

В 1944-1945 г.г. несколько бронемашин «Даймлер» Mk I. использовавшихся на западном фронте, были переоборудованы в штабные машины полкового звена, для чего с них пришлось демонтировать башни. В новом качестве машины были очень тесными, и подобное решение, не нашло дальнейшего развития.

Бронеавтомобиль следующей серийной модификации «Даймлер» Mk II лишь незначительно отличался от Mk I в конструкции корпуса заметно изменилась бронированная решетка радиатора, маска пушки стала более выпуклой, появился люк для аварийного выхода водителя.

Источник - zonwar.ru