Бронеавтомобиль Олвис-Штраусслер АС 3

Бронеавтомобиль Олвис-Штраусслер АС 3

Боевая масса, т: 4,9;

Экипаж, чел.: 4;

Габаритные размеры, мм: дорожный просвет – 350;

Бронирование, мм: борта корпуса – 9; лоб и корма – 13; башня – 13;

Вооружение: 12,7- мм пулемет «Кольт- Браунинг», 6,5-мм пулемет водяного охлаждения «Виккерс» (на голландских машинах);

Боекомплект: 500 патронов калибра 12,7 мм и 1350 патронов калибра 6,5 мм;

Двигатель: 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 3600 см3, мощность 80,9 кВт.;

Удельная мощность, кВт/т: 16,5;

Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 77;

Запас хода, км: по шоссе - 145-150;

Запас топлива, л: 135;

Расход топлива на 100 км, л: 23;

Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 30; брод, м - 1,0

В конце 1935 года венгерский инженер Миклош Штраусслер, ранее переехавший в Великобританию и основавший собственную фирму «Штраусслер меканизейшн», завершил проектный этап разработки бронеавтомобиля, который являлся логическим развитием созданных им ранее машин АС 1 и АС 2, не вышедших, к сожалению, из стадии прототипов. Как и в случае с предыдущими моделями, прототип АС 3 Штраусслер построил на заводе своей фирмы, но будущее новой машины было неясно, поскольку она создавалась в инициативном порядке за средства конструктора, а английские военные не проявляли к ней особого интереса. Однако в феврале 1936 года голландское министерство по делам колоний связалось со Штраусслером через посредство голландской торговой компании «Меррем энд Ла Порт», представлявшей, по всей видимости, интересы фирмы «Штраусслер меканизейшн» в Нидерландах, и запросило подробную информацию о машине Штраусслера, испытания которой проходили в Великобритании с декабря 1935 года. Голландцы искали бронеавтомобиль, которым рассчитывали укомплектовать свои войска в Индонезии, и рассматривали различные варианты.

Конкурентами «Штраусслера» АС 3 были «Берлие» VUDB4, трехосный «Ланчестер» фирмы «Виккерс» легкие и средние трехосные бронемашины «Виккерс-Кросслей», американский «Мармон-Херрингтон» ТК-5, различные модели фирмы «Ландсверк», голландский «Вильтон-Фийенорд» на трехосном шасси грузовика «Форд», австрийский трехосный ADKZ фирмы «Аустро-Даймлер» и G31P (Kfz 67) фирмы «Бюссинг-Наг». И все же голландцы остановили свой выбор на бронемашине Штраусслера.

«Штраусслер меканизейшн» на тот момент не обладала достаточными производственными мощностями для серийного выпуска бронемашин АС 3, поэтому Штраусслеру нужен был солидный партнер, способный обеспечить серийное производство, а вместе с тем и соблюдение сроков выполнения контракта. Таким партнером Штраусслера стала известная английская фирма «Олвис кар энд инжиниринг». В 1937 году обе фирмы объединились под названием «Олвис-Штраусслер», тогда же начался и серийный выпуск бронеавтомобилей, получивших обозначение «Олвис-Штраусслер» АС 3.

Всего было выпущено 27 бронемашин, 12 из которых поступили на вооружение Королевских ВВС Великобритании, 12 — колониальной голландской армии в Индонезии и 3 — португальской армии.

Бронеавтомобиль АС 3 представляй собой двухосную полноприводную (4x4) машину на специальном шасси с задним расположением двигателя и кормовым постом управления, который позволял машине двигаться задним ходом без предварительного разворота. В состав экипажа входили: водитель, командир, пулеметчик и водитель заднего поста управления.

Многогранный корпус бронемашины склепывался из 9-мм листов катаной стали, установленных с рациональными углами наклона, что повышало их пулестойкость и усиливало защищенность машины. У броневиков для ВВС Великобритании нижние бортовые листы устанавливались вертикально, а узкие верхние имели сильный наклон. Что касается машин, закупленных Нидерландами, то у них нижние бортовые листы слегка отклонялись наружу. Спереди и сзади корпус сужался, верхние лобовой и кормовой листы располагались под большим углом наклона, а их толщина достигала 13 мм. Для входа и выхода из бронемашины в левом борту корпуса была предусмотрена небольшая, почти квадратная дверь с закругленными углами, кроме того, экипаж мог воспользоваться люком в крыше башни.

В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором справа размещалось рабочее место водителя. Броневая панель над ним была оборудована маленькой угловатой рубкой со смотровыми щелями в стенках, через которые в боевой обстановке водитель мог наблюдать за дорогой и окружающей местностью. Аналогично было устроено рабочее место водителя заднего поста управления в кормовой части бронемашины. На голландских бронеавтомобилях слева от водителя в шаровой установке был смонтирован 6,5-мм пулемет водяного охлаждения «Виккерс». В скошенных боковых гранях передней части корпуса имелись прямоугольные смотровые лючки, закрывавшиеся бронекрышками и служившие скорее для вентиляции.

Позади отделения управления находилось боевое отделение, в состав которого входила многогранная одноместная башня кругового вращения, склепанная из броневых листов толщиной 13 мм и вооруженная 12,7-мм пулеметом «Кольт-Браунинг». Возимый боекомплект состоял из 500 патронов калибра 12,7 мм а в случае с голландскими бронемашинами его дополняли еще 1350 патронов калибра 6,5 мм, снаряженных в 6 пулеметных дисков по 225 патронов в каждом. В машине хранился запасной 6,5-мм пулемет который мог использоваться для стрельбы по воздушным целям.

Источник - zonwar.ru