Легкий разведывательный бронеавтомобиль БА-20

Легкий разведывательный бронеавтомобиль БА-20

Боевая масса, т: 2,3/2,52;

Экипаж, чел.: 2/3;

Габаритные размеры, мм: длина - 4100/4310, ширина - 1800/1750, высота - 2300/2130; колея дорожный просвет – 240;

Бронирование, мм: лоб корпуса – 6, борт корпуса – 6, лоб башни – 6, крыша – 4;

Вооружение: 7,6 2-мм пулемет ДТ;

Боекомплект: 1386 патронов;

Двигатель: ГАЗ - М1, 4 - цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 36,7 кВт;

Удельная мощность, кВт/т: 15,95/14,56;

Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 90/50;

Запас хода, км: 270-350/450;

Преодолеваемые препятствия: подъем, град – 15

В 1936 году на базе двухосного легкового автомобиля ГАЗ-М1, выпускавшегося на Горьковском автозаводе с того же года, на Выксунском заводе началось серийное производство бронемашины БА-20, которое продолжалось до самого начала Великой Отечественной войны. Этот легкий бронеавтомобиль, как и его модернизированный вариант БА-20М, стал самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии.

Бронеавтомобиль БА-20 был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и задним — боевого отделения передние колеса являлись управляющими задние — ведущими.

Полностью закрытый цельносварной корпус БА-20 изготавливался из листов катаной стали толщиной от 4 до 6 мм, которые устанавливались по бортам с небольшими углами наклона. У лобового и кормового листов этот угол был значительно больше, что повышало их пулестойкость. Такая бронировка обеспечивала защиту экипажа состоявшего из двух человек, от обычных пуль, выпущенных с расстояния 80-100 м. Для входа и выхода экипажа из машины в бортах имелись прямоугольные двери с наружными петлями. В нижней части кормового листа имелся кронштейн, на котором крепились запасные колеса.

В отделении управления, расположенном за моторным отсеком, слева располагалось сиденье водителя, справа от него — сиденье командира машины. Обзор им обеспечивали два лобовых окна, оборудованных бронекрышками со смотровыми щелями, и две смотровые щели в бортовых дверях. На крыше задней части корпуса была установлена коническая башня кругового вращения с маленьким бронекуполом являвшимся крышкой башенного люка и при открывании откидывавшимся назад. В лобовом листе башни в шаровой установке был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ, наводившийся на цель в вертикальной плоскости в секторе от -13° до +23°. Возимый боекомплект к нему состоял из 1386 патронов. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механического привода.

В передней части корпуса в моторном отсеке был установлен четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л. с.), что позволяло 2,3-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердой поверхностью с максимальной скоростью 90 км/ч. При полной заправке топливом БА-20 мог пройти от 270 до 350 км в зависимости от дороги.

Доступ к двигателю и его узлам с целью ремонта и текущего обслуживания обеспечивали откидная крышка верхней части бронекапота, и откидывавшиеся вверх эксплуатационные люки в бортах моторного отсека. В переднем бронелисте последнего, выштампованном в форме широкой буквы V, имелись две подвижные створки на шарнирных петлях, которые регулировали приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю. В боевой обстановке бронестворки закрывались, чтобы предотвратить повреждение радиатора пулями и осколками снарядов и мин. Циркуляцию воздуха в моторном отсеке обеспечивала узкая подвижная панель, которая находилась позади откидной крышки бронекапота.

В заднеприводной (4x2) ходовой части с усиленной подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с пулестойкими шинами ГК, заполненными губчатой резиной. Передние и задние колеса прикрывали крылья обтекаемой формы, которые внизу смыкались с подножкой, образуя с ней единое целое. На подножках перед задними крыльями крепились ящики с запасными частями и инструментами.

Из-за неполного привода БА-20 имел ограниченную проходимость при движении по пересеченной местности. Его тяговые свойства также оставляли желать лучшего — машина могла преодолеть подъем с крутизной не более 15°.

Для движения в темное время суток бронемашина была оборудована фарами, установленными на передних крыльях по обе стороны от лобового листа моторного отсека.

В состав стандартного оборудования разведывательного бронеавтомобиля БА-20 входила радиостанция 71-ТК-1 и поручневая антенна, смонтированная на кронштейнах вокруг корпуса на уровне крыши. В 1936 году был построен вариант бронемашины для движения по железной дороге. Эта модификация, получившая обозначение БА-20жд, при боевой массе 2,78 т развивала на рельсах скорость 80 км/ч и имела запас хода 430-540 км. Экипаж БА-20жд состоял из трех человек.

Источник - zonwar.ru