Разведывательный бронеавтомобиль 39М Шаба

Разведывательный бронеавтомобиль 39М Шаба

Боевая масса, т: 5,95;

Экипаж, чел.: 4;

Габаритные размеры, мм: длина – 4520, ширина – 2100, высота – 2270, колея – 1700, дорожный просвет – 333;

Бронирование, мм: борт корпуса – 9, лоб корпуса – 13, башня – 13;

Вооружение: 20-мм пушка 36М, 8-мм пулемет 34/37АМ, 8 мм пулемет 31М;

Боекомплект: 200 выстрелов, 3000 патронов;

Двигатель: «Форд», 8-цилиндровый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 3560 см3, мощность 66,2 кВт;

Удельная мощность, кВт/т: 11,13;

Максимальная скорость по шоссе, м/ч: 65;

Запас хода по шоссе, км: 150;

Запас топлива, л: 135;

shxeri.ru

xd24.ru

Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 30; стенка, м - 0,5; брод, м - 1,0

В 1933 году венгерский инженер Микпош Штраусслер, переехавший на постоянное жительство в Великобританию, договорился с автомобильной фирмой «Манфред Вейсс» из Будапешта о постройке в Венгрии прототипов разработанных им специальных машин. Одной из них был экспериментальный двухосный полноприводной (4x4) бронеавтомобиль повышенной проходимости АС 1, созданный Штраусслером для британской армии в 1934 году. Результаты, полученные в ходе испытаний бронемашины, а также опыт, приобретенный в процессе ее производства, были использованы при разработке улучшенной модели АС 2. В отличие от АС 1, в ней был предусмотрен задний пост рулевого управления, что к тому времени стало уже каноном для разведывательных бронеавтомобилей. Бронемашина Штраусслера отличалась современной конструкцией, изначально рассчитанной для использования в военных целях, и получила одобрение высшего руководства венгерской армии. Испытания шасси АС 2 показали, что оно полностью отвечало требованиям которые венгерская армия предъявляла к бронеавтомобилям.

В 1939 году после успешных испытаний АС 2 с корпусом из неброневой стали командование венгерской армии решило принять бронемашину на вооружение под обозначением 39М «Шаба» (так звали младшего сына короля гуннов Аттилы). К окончательной доработке своего детища Штраусслер уже не имел отношения. В том же году фирма «Манфред Вейсс» получила заказ на 61 бронемашину 39М (53 боевые и 8 учебных с неброневыми корпусами), которыми предполагалось укомплектовать разведывательные подразделения моторизованных и кавалерийских бригад. Производство этой серии бронемашин «Шаба» осуществлялось с весны 1940 года до лета 1941 года. В 1940 году последовал заказ еще на 40 машин, двенадцать из которых были оснащены двумя симплексными радиостанциями R-4 и R-5 с рамочной антенной и использовались в качестве машин управления; их вооружение ограничивалось только 8-мм пулеметом.

Бронеавтомобиль 39М «Шаба» представлял собой четырехместную двухосную полноприводную (4x4) машину на специальном шасси с задним расположением двигателя и кормовым постом управления, который позволял машине двигаться задним ходом без предварительного разворота. В состав экипажа входили: водитель, командир-стрелок, пулеметчик и водитель заднего поста управления выполнявший обязанности радиста.

Многогранный корпус бронемашины склепывался из 9-мм листов катаной стали, которые устанавливались под довольно большими углами наклона, что повышало их пулестойкость и усиливало защищенность машины в целом. По сравнению с английской моделью, венгерский вариант бронеавтомобиля выгодно отличался более удачной конфигурацией корпуса. Листы днища были установлены под небольшим углом друг к другу с целью усиления противоминной защиты, широкие нижние бортовые листы кверху расходились, отчего в среднем сечении корпус имел корытообразную форму. Спереди и сзади корпус сужался и имел более сложную конфигурацию. Толщина бронировки лобовой и кормовой частей машины была усилена и составляла 13 мм. На крыше боевого отделения — почти посередине корпуса — располагалась клепаная шестигранная башня кругового вращения, сконструированная и построенная под руководством специалистов Венгерского института военных технологий. Толщина бронировки башни достигала 13 мм. Для входа и выхода из бронемашины в левом борту корпуса была предусмотрена небольшая, почти квадратная дверь с закругленными углами, кроме того экипаж мог воспользоваться двустворчатым прямоугольным люком в сильно наклоненной задней стенке башни или же квадратным люком на ее крыше.

В передней части корпуса с сильно наклоненным лобовым листом находилось отделение управления, в котором с небольшим смещением влево относительно продольной оси машины размещалось рабочее место водителя. Броневая панель над ним была оборудована маленькой угловатой рубкой со смотровыми щелями в стенках через которые в боевой обстановке водитель мог наблюдать за дорогой и окружающей местностью. Аналогично было устроено рабочее место водителя заднего поста управления в кормовой части бронемашины. Обращает на себя внимание оригинальное решение проблемы обзора с места основного водителя за пределами поля боя бронепанель с рубкой, крепившаяся к крыше корпуса с помощью шарнирных петель, поднималась вверх, обеспечивая тем самым широкое поле зрения, как перед машиной, так и по обе стороны от нее. Кроме того, в скошенных гранях передней части корпуса справа и слева от сиденья водителя имелись круглые стрелковые амбразуры, закрывавшиеся бронекрышками. За отделением управления находилось боевое отделение, в состав которого входила шестигранная башня кругового вращения, вооруженная 20-мм автоматической пушкой 36М (по классификации, принятой в королевской венгерской армии, это был тяжелый пулемет) и 8-мм пулеметом 34/37АМ. Ствол пулемета был заключен в цилиндрический бронекожух, обеспечивавший защиту, как от пуль, так и от осколков мин и снарядов. Вооружение, установленное в почти вертикальном лобовом листе башне, было смонтировано в шаровых установках и могло независимо наводиться на разные цели.

В состав возимого боекомплекта входили 200 выстрелов и 3000 патронов. В боевом отделении бронемашины перевозился также 8-мм пулемет 31М, который при необходимости устанавливался на шкворне внутри башни и использовался для борьбы с воздушными целями противника. Для наблюдения за местностью в условиях поля боя башня была оборудована смотровыми щелями с внутренними бронезаслонками — по одной в каждой грани; в задней стенке башни таких смотровых щелей было две — по одной в каждой створке люка. Вне поля боя или в моменты относительного затишья члены экипажа могли вести наблюдение через верхний башенный люк или через распашной люк в задней стенке башни. Слева в задней части боевого отделения располагался кормовой рулевой пост, оборудованный всеми органами управления бронеавтомобилем.

Поскольку бронемашина 39М «Шаба» была оборудована радиостанцией R-4, то водителю заднего поста управления приходилось выполнять также обязанности радиста. Для обеспечения необходимой дальности связи на корпусе броневика была смонтирована поручневая антенна.

Справа в кормовой части корпуса находился моторный отсек, отделенный противопожарной перегородкой от боевого отделения. В нем был установлен 66,2-киловаттный (90 л. с.) восьмицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Форд» с рабочим объемом 3560 см3, производившийся на германском филиале фирмы «Форд» в Кёльне. Взаимодействовавшая с ним трансмиссия допускала движение как вперед так и задним ходом на пяти передачах. Силовая установка позволяла бронемашине «Шаба», имевшей боевую массу около 6 тонн, двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч. Имея довольно приличную скорость, 39М отличался крайне малым запасом хода. При полностью заправленном бензобаке, емкость которого составляла 135 литров, бронемашина могла пройти всего 150 км.

В полноприводной (4x4) ходовой части с независимой подвеской, блокированной с поперечными листовыми рессорами, использовались односкатные колеса с пулестойкими высокопрофильными шинами большого сечения. Благодаря независимой подвеске каждое колесо могло перемещаться в вертикальном направлении на 80 см, причем это абсолютно не влияло на устойчивость машины. Как передние так и задние колеса прикрывались сверху широкими угловатыми крыльями. На горизонтальной поверхности задних крыльев обычно крепились невысокие металлические ящики с запасными частями и инструментами.

Благодаря приводу на обе оси машина обладала прекрасной проходимостью по пересеченной местности она с легкостью преодолевала вертикальные препятствия высотой 0,5 м, подъемы крутизной до 30o и без подготовки преодолевала броды глубиной до 1 м.

Опыт участия бронеавтомобилей 39М «Шаба» в апрельской кампании 1941 года в Югославии и на Восточном фронте быстро выявил их недостатки — слабое вооружение и уязвимость от огня противника. Так, из 57 бронемашин, воевавших с лета по декабрь 1941 года на Восточном фронте в составе 2-й мотобригады и 1-й кавалерийской бригады венгерской армии, уцелели только 17 броневиков. Вывод напрашивался сам собой: 39М годились только для ведения разведывательных операций.

Источник - zonwar.ru